Необходимость аналитики – как подготовка к осознанному внедрению проекта
Исследовательская компания Standish Group приводит неутешительную статистику внедрения IT-проектов, основанную на анализе 50000 проектов: более 60% проектов остаются неуспешными или спорными (не получен нужный функционал, превышены бюджет и сроки). При этом, процент успешности небольших проектов выше - 76%, но даже здесь провал каждого четвертого проекта не выглядит утешающим.
Среди основных факторов обеспечения успеха проекта исследователи выделяют:
профессионализм руководителя проекта и проектной команды, грамотная оценка и правильная приоритизация (внедрять только то, что действительно нужно и в оптимальном порядке), готовность адаптировать проект под новые обстоятельства, вовлеченность конечных пользователей, поддержка со стороны первых лиц заказчика.
Исходя из нашей практики комплексных внедрений ускоренный переход от обсуждения и формирования технического задания к исполнению может не привести к желаемому результату.
Предварительная аналитика позволяет команде интегратора определить и описать ключевые связи между контрагентами заказчика, реализуемыми им товарами/услугами, внутренними процессами, сотрудниками и существующей инфраструктурой.
Исследуется корпоративная культура компании: какие инструменты общения сотрудники привыкли использовать (мессенджер, почта, звонки, личные контакты или формальный документооборот), как принимаются решения, как выглядит фактическая оргструктура и т.д.
Корпоративная культура, можно сказать, отражает уникальность и одновременно «здоровье» компании. Также справедливо говорить, что состояние и специфика корпоративной культуры напрямую влияют на ход процессов и эффективность компании.
Так зачем нужна аналитика при внедрении?
Безусловно, выбрать подходящий программный продукт, сформулировать требования к внедрению и грамотно сформировать техническое задание – это стандартная задача любого интегратора – кто-то лучше, кто-то хуже, но все с ней справляются.
Куда сложнее выглядит задача гарантировать завершение проекта и зафиксировать успешность внедрения.
Например, понимание какие процессы будут затронуты внедрением, как они будут трансформированы, либо заменены на новые, как изменятся традиции внутри компании, позволит:
• определить приоритеты внедрения и критические процессы
• выявить доступные источники информации (не все необходимое написано в инструкциях и положениях)
• разработать сценарий перехода на новую платформу и сохранения контроля за критическими процессами;
• определить круг контактных лиц в компании, привлечение которых к реализации проекта будет полезным;
• оценить, насколько сильным окажется стресс у сотрудников от трансформации и проработать способы его минимизации
По результатам аналитической работы (отчет) помимо ТЗ детально описываются цели и желаемый функционал продукта, подготавливаются модели данных и процессов компании (текущие и целевые), определяются основные этапы и сценарии внедрения, описываются ограничения проекта и доступные ресурсы. При необходимости описывается требуемый объем документации и форматы обучения сотрудников, подходы к сопровождению платформы после внедрения и др.
И поскольку аналитический отчет имеет высокую степень объективности, его в последующем можно использовать для организации конкурса на выбор подрядчика на внедрение (если в этом видится потребность). Это одна из причин рассматривать аналитику как самостоятельную услугу.